Хлеб содержит все необходимые для жизнедеятельности человека вещества. Это белок, крахмал и жиры.

Все перемелется – мука будет

Для того чтобы выявить тенденции развития рынков и отраслей в России, часто прибегают к анализу рынков развитых стран, полагая, что в скором будущем то, что происходит там, станет характерным и для нас. Возьмем, например, США. Общее с Россией: большая территория и самообеспеченность зерном. Рынок муки в Америке, также как и в России, находится на этапе жизненного цикла «зрелость» и практически не растет.

Особенность мукомольной отрасли Соединенных Штатов – высокий уровень консолидации (концентрации производства на нескольких крупных предприятиях). Так, если в 1870 г. при населении 30 млн. в США насчитывалось 22 тыс. мельниц, то сегодня потребности более 300 млн. человек обеспечивают всего 370 мукомольных предприятий. В 2010 году 4 крупнейшие мукомольные компании страны обеспечили продукцией 57 % всего рынка, 10 крупнейших – 83 %.

И швец, и жнец, и в дуду игрец

Консолидация заводов и увеличение их мощностей привели к созданию гигантских корпораций, таких как Pillsbury Co. и General Mills, Inc. В конце XX века активно происходила реструктуризация собственности. Так, в 1989 году Pillsbury Co. продает свои мукомольные заводы Archer Daniels Midland Company (ADM) и Cargill Flour Milling, а сама специализируется на производстве сдобы и мучных кондитерских изделий, а также мучных смесей и охлажденного/замороженного теста. В 2001 году Pillsbury Co. была приобретена компанией General Mills.

Компании, лидирующие на рынке муки США, являются вертикально интегрированными, работающими «от урожая» до пищевых ингредиентов (реже – готовых продуктов). Интеграция «вниз», как правило, ограничивается закупкой, хранением и торговлей сельскохозяйственными культурами (исключая выращивание), интеграция «вверх» – производством ингредиентов для отраслей пищевой и комбикормовой промышленности.

Всякому зерну своя борозда

Интересно, что до середины XX века, когда стоимость доставки зерна и муки потребителям была равна, мукомольные заводы, в основном, строили в зерновых регионах. В начале 1960-х годов расходы на транспортировку зерна существенно уменьшились вследствие распространения железнодорожных контейнеров, а на доставку муки возросли из-за повышения санитарных требований. В результате, новые заводы стали строить в непосредственной близости к рынкам сбыта, а не рядом с пшеничными полями. Такая тенденция характерна и для России, например, «Мельница Кирова» расположена также не в «зерновом» регионе.

Сытая мышь и муки не ест

Американские мельницы начали предлагать покупателям широкий ряд продуктов уже в начале XX века. «Самоподнимающаяся» мука, смеси для печенья и тортов (кексов), готовое тесто были придуманы еще в 20-30-х годах, но не получили широкую популярность до второй мировой войны. Сегодня ассортимент мукомольных предприятий насчитывает порядка 400 видов продукции. При этом продолжает расти спрос на готовые продукты, снижается потребление простой муки домохозяйствами. Потери объемов муки в секторе домашних хозяйств частично компенсируются увеличением продаж муки в секторе b2b (предприятиям для дальнейшей переработки).

В муке не без отрубей

Ключевая стратегия мукомольных предприятий – инновации. Большое значение имеют развитие технологий и техники, повышение контроля качества выпускаемой продукции. Растет значение компетенций мукомолов по оценке качества зерна. Усиливается влияние научных исследований в производстве конечных продуктов. Так, в Европе разрабатываются технологии производства хлеба и зерновых завтраков без клейковины, в продуктах используются специальные энзимы коричневого риса и гречневой муки для улучшения их потребительских характеристик.

Мука не мука, а без муки мука

Численность населения в мире растет, вслед за ним растет и производство муки. Аналитики крупнейшей в мире консалтинговой компании McKinsey утверждают, что главная новость наступающего десятилетия – это 1 миллиард новых потребителей в Азии. Растущий экспорт муки из России подтверждает данную тенденцию. «Мельнице Кирова», как одному из крупнейших производителей муки в Восточной Европе, в будущем необходимо учитывать тенденции развития мирового, а также российского и зарубежных рынков.

При подготовке статьи использованы следующие материалы: отчет IBISWorld «Мукомольная отрасль в США», июль 2010 года (Industry Report 31121 Flour Milling in the USA, July 2010); статья «Новая эра экономии», журнал «Эксперт», №15 от 18 апреля 2011 г.; статья «Мукомольная отрасль России с 2010 по 2030 гг.», www.agropromex.ru.


← Назад к списку

123.PNG
«Мельница Кирова»
192019, Санкт-Петербург,
пр. Обуховской Обороны,
д. 45, литера «Ж»
Тел. +7 (812) 677-47-07
Факс +7 (812) 677-18-07 (2138)